22:49 Заседание окружного методического объединения учителей русского языка и литературы | |
25 октября на базе МБОУ «Устьянская СОШ» состоялось первое заседание методического объединения учителей русского языка и литературы Устьянского образовательного округа по теме «Методы и приёмы развития связной речи учащихся на уроках русского языка и литературы».Цель заседания: знакомство и изучение методов и приёмов, направленных на развитие связной речи учащихся на уроках русского языка и литературы. В заседании приняло участие 12 человек: Сенчукова В.В., Фёдорова Н.Н., Нифанина Г.А., Когадько Д.Ф., Тарбаева Н.Н. - учителя МБОУ «Устьянская СОШ», Молчанова К.А. - учитель МБОУ ОСОШ №2, Школина Т.А. - учитель МБОУ «Березницкая СОШ» филиал «Едемская основная школа им. Розы Шаниной», Сафоновская Т. В. и Русинова О.С. - учителя МБОУ «Березницкая СОШ», Пушкина М.Л. и Чепурная Е.В. - учителя МБОУ «Устьянская СОШ» филиал Орловская основная школа, Ергина Т.Н. - МБОУ «Молодорская СОШ». В рамках заседания было дано два открытых урока: - урок русского языка в 5б классе по теме «Сочинение-рассуждение «Сейчас без языка нельзя!», на котором учитель Фёдорова Н.Н. через продуманную систему заданий мотивировала учащихся к устным и письменным высказываниям. В начале урока Надежда Николаевна попросила учащихся открыть письма от Незнайки и самостоятельно сформулировать задание, над которым им придётся трудиться: «Расположить предложения так, чтобы получился связный текст». После выполнения задания дети, отвечая на вопросы учителя, самостоятельно определили тему урока, поставили цель и вывели задачи. Далее учитель предложил детям подобрать синонимы к слову «рассуждение» (размышление, раздумывание, объяснение и др.) и сделать вывод: «Что такое рассуждение?» На следующем этапе урока учащиеся работали с учебником, читали диалог героев Э. Успенского, находили ту часть текста, которая, по их мнению, относится к рассуждению; устно отвечали на вопрос: «Почему без языка нельзя?» В конце урока Надежда Николаевна дала ребятам задание написать в тетради 2-3 предложения по теме. После окончания работы было заслушано несколько творческих письменных работ, которые показали, что учащиеся поняли тему урока и успешно справились с заданием. На уроке учителем были использованы следующие приёмы, направленные на развитие устной речи учащихся: работа с деформированным текстом, чтение текста, ответы на вопросы, подбор синонимов, работа над значением слова, подведение итогов, приведение примеров из жизни и др. Дифференцированное домашнее задание также было направлено на развитие устной и письменной речи учащихся. - урок литературы в 5а классе по теме «Стихотворения С. Есенина о природе родного края» (учитель русского языка и литературы Тарбаева Н.Н.). В начале урока учитель предложила детям посмотреть ряд слайдов и определить, какой темой можно объединить изображённое на слайдах (тема природы). Далее Наталья Николаевна попросила учащихся вспомнить русских поэтов, обращавшихся в своём творчестве к теме природы (А.С.Пушкин. М. Ю. Лермонтов, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет и др.). После этого учитель прочитала стихотворение и попросила угадать фамилию поэта, который также обращался к теме природы в своём творчестве и о котором сегодня пойдёт речь на уроке (С.А.Есенин). Дети самостоятельно сформулировали тему урока, поставили к теме проблемный вопрос (В чём особенность изображения природы в стихотворениях С. Есенина?), из которого вывели задачи и наметили поэтапное достижение этих задач. На следующем этапе урока учащимися было заслушано сообщение о С. Есенине, которое подготовила Панькова Д., и сделан вывод о том, что удивительные образы природы поэт черпал в малой родине. После выразительного чтения стихотворения «Пороша» дети поделились своими впечатлениями и настроением, которое вызвало в них данное стихотворение. На этапе анализа художественного текста учитель разделил класс на 4 группы, каждой группе было предложено поработать с 1 четверостишием и составить связный текст анализа. При этом каждой группе учителем были выданы вопросы для анализа и опорные тексты, если кому-то из ребят будет трудно логически связно выстроить свой ответ. После работы над поэтическим текстом были заслушаны ответы и сделан общий вывод. На уроке учителем были использованы следующие приёмы, направленные на развитие устной речи учащихся: сообщение учащегося, ответы на вопросы, анализ стихотворения, выстраивание связного монологического ответа, диалог, дифференцированное домашнее задание. В рамках заседания также было проведено два практических занятия по темам «Методы и приёмы, направленные на развитие диалогической речи учащихся на уроках русского языка» (учитель русского языка и литературы Сенчукова В.В.) и «Методы и приёмы развития речи на уроках русского языка и литературы в старших классах» (учитель русского языка и литературы Молчанова К.А.). Валентина Васильевна рассказала, что существуют разные методы и приёмы, направленные на развитие устной речи учащихся, и у каждого учителя есть своя копилка таких приёмов и методов. Далее все участники заседания были разделены на 6 групп, каждой группе было предложено поработать с упражнениями их учебника «Русский язык. 10 класс» и определить приёмы развития устной речи, предложенные авторами учебника. Кристина Альгимонтасовна познакомила участников заседания с приёмами, которые она активно применяет в педагогической деятельности на уроках русского языка и литературы в старших классах: приём «Сломанный телефон», «Инсценировка на искоренение речевых ошибок или слов-паразитов из речи учащихся», «10 тезисов о….». В свете сдачи устной части экзамена в 9 классе по русскому языку тема методического заседания была своевременной, актуальной и необходимой для учителя. | |
|
Всего комментариев: 0 | |