Главная » 2018 » Апрель » 18 » Заседание ОМО учителей русского языка и литературы
13:52
Заседание ОМО учителей русского языка и литературы

12 апреля на базе МБОУ «Устьянская СОШ» состоялось второе  заседание методического объединения учителей русского языка и литературы Устьянского образовательного округа по теме «Развитие устной речи учащихся через урочную и внеурочную деятельность».

Цель заседания: знакомство с методиками, методами и приёмами,  направленными  на развитие устной речи учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности.

В заседании приняло участие 10 человек: Сенчукова В. В., Фёдорова Н. Н., Нифанина Г. А., Когадько Д. Ф., Тарбаева Н. Н. - учителя МБОУ «Устьянская СОШ», Русинова О. С. - учитель МБОУ «Березницкая СОШ», Дворник О. Н.  - учитель МБОУ «Березницкая СОШ» филиал  «Едемская ОШ им. Розы Шаниной», Чепурная Е. В., Пушкина М.Л. - учителя МБОУ «Устьянская СОШ» филиал «Орловская ОШ» и Темежникова И.Д. - завуч МБОУ «Устьянская СОШ».

В рамках заседания ОМО учителями  МБОУ «Устьянская  СОШ» было дано 2 открытых урока:

- урок внеклассного чтения в 6к классе по рассказу Ф. А. Абрамова «Собачья гордость», на котором учитель, Нифанина Г.А.,  через образы главных героев, Егора Тыркасова и Утопыша, подвела детей к мысли о важности в жизни каждого человека такого нравственного понятия как совесть. В начале урока для пробуждения познавательного интереса к теме и погружения в неё Галина Акиндиновна выразительно прочитала стихотворение и попросила ребят найти в нём ключевые слова, которые тесно связаны с прочитанным дома произведением (верность, преданность). Далее через фронтальный опрос учитель подвела учащихся к формулировке темы урока, из которой ребята самостоятельно вывели цель  и поставили к ней задачи. На следующем этапе урока класс заслушал два коротких сообщения о биографии Ф. А. Абрамова и творческой истории создания рассказа «Собачья гордость» (Кононов Богдан). На этапе анализа поступков главных героев весь класс был разделён на 3 группы, каждая из которых работала с отрывком из рассказа и готовила своё задание: 1 группа  работала над образом Егора Тыркасова, искала характеристики в тексте и составляла кластер; 2 группа работала над образом Утопыша, как он появился в жизни Егора; 3 группа  готовила пересказ отрывка «Беда пришла», характеризовала Утопыша. На завершающем этапе урока в качестве рефлексии учителем было предложено слово «совесть», на каждую букву которого ребята должны были подобрать слово, вызывающее у них ассоциации с прочитанным рассказом. В конце урока учащиеся размышляли над смыслом названия рассказа и словом «совесть».

Урок отличается высокой познавательной активностью, в течение урока учителем были использованы различные приёмы, направленные на развитие устной речи учащихся: подготовка индивидуальных сообщений, ответы на вопросы, пересказ фрагмента текста, выразительное чтение отрывков рассказа, словарная работа, работа со словом «совесть».

- Урок развития речи в 6а классе по теме «Как описать фотографию?» (учитель русского языка и литературы Тарбаева Н.Н.). В начале урока учитель предложила детям посмотреть ряд изображений,  прослушать стихотворение и решить, каким словом можно всё это  объединить (фотография). Далее Наталья Николаевна через вопросы подвела учащихся к теме, цели и задачам урока. На следующем этапе  учитель через вопрос провела параллель между темой  и её актуальностью: «Где вам может пригодиться умение описывать фотографию?» После повторения типов речи, особенностей описания как типа речи, структуры текста-описания учитель предложила учащимся в совместной деятельности составить алгоритм описания фотографии. Для этого на слайде был выведен билет из третьего задания итогового собеседования. После того, как дети вместе с учителем составили ряд логических вопросов, им было предложено попробовать самостоятельно составить 2-3 предложения по фотографии. Далее класс был разбит на 3 группы, каждой из которых была дана фотография, по которой они должны были в течение 2 минут составить небольшое описание. В конце  урока детям было предложено дифференцированное домашнее задание с творческим подходом.

В рамках заседания  учителями МБОУ «Устьянская СОШ» филиал «Орловская ОШ», Чепурной Е.В. и Пушкиной М. Л., было подготовлено выступление по теме «Современные методы развития связной речи учащихся на уроках русского языка и литературы». Евгения Владимировна и Мария Леонидовна познакомили присутствующих на заседании ОМО с тремя основными методами и некоторыми творческими заданиями, реализуемыми в рамках методик:

  1. Наглядные методы: опосредованные и неопосредованные (работа со зрительной опорой, творческие диктанты на основе картин и др.);
  2. Словесные методы (редактирование текста, распространение предложения, составление рассказа по его началу и др.);
  3. Практические методы (минутки поэзии, сочинения-миниатюры, инсценирование и др.).

Также на заседании было заслушано выступление учителя МБОУ «Березницкая СОШ» Русиновой О.С. по теме «Приёмы развития устной речи учащихся при  работе с текстом во внеурочной деятельности». Ольга Сергеевна на примере работы с текстом стихотворения в прозе И. С. Тургенева «Нищий» рассказала о приёмах, которые она использует на факультативных занятиях «Основы смыслового чтения»: работа с названием произведения, работа со словом (Senilia), составление кластера со словом «нищий», выразительное чтение текста, составление по тексту телеграммы или SMS, написание письма автору, составление тонких и толстых вопросов.

На завершающем этапе заседания учителем МБОУ «Устьянская СОШ» Когадько Д.Ф. был проведён мастер-класс по теме «Развитие устной речи учащихся на уроках литературы». В начале занятия Дарья Фёдоровна предложила присутствующим по описанию узнать возраст и род занятий человека и, исходя из этого,  определить, о чём далее пойдёт речь. Затем Дарья Фёдоровна предложила членам ОМО поработать в группах и примерить на себя роли помещиков из поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души» и в течение нескольких минут подготовить небольшие монологические высказывания.

В свете сдачи устной части экзамена в 9 классе по русскому языку тема методического заседания была своевременной, актуальной и необходимой для учителей.

Просмотров: 66 | Добавил: svetlankanikit | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]